Изразцы
Владимирский Гончар
Печи
Камины
Производство
Изразцовая керамика
Художественная выразительность изразцов
Техника росписи
Литьевой метод
Производство изразцов
Изразцовое искусство
Интерьеры и фасады зданий
Стандартные изразцовые комплекты
Изделия по индивидуальному заказу
Восстановление утраченного изразцового декора
Монтаж, ремонт и техническое обслуживание каминов, печей и дымоходов
Магия старинного искусства
Искусство глины и огня
Коляганов Андриан Владимирович
Керамические украшения
Истоки русского изразцового искусства
Русские керамические изделия
Гончар
Мастера по обработке глины
Изразцовые, фарфоровые и фаянсовые заводы
Изразцовый завод
Пушниновая гора
Производство изразцов
Простые изразцы
Фрагмент росписи
Банная печь
Печь-камин
Каминно-печной комплекс
Изразцы с кобальтовой росписью
Изразцы с полихромной росписью и рельефным декором
Типовые размеры изразцов
Гладкий с бортом, рельефный
Угловой с бортом
Бордюр прямой, угловой
Полка накрывная прямая, угловая
Обрамление топки угловой
Карниз угловой
Карниз прямой
Вставка рельефная
Решетка
Владимирский Гончар
Настоящая печная керамика
Главная История Производство Изразцы Камины Печи Контакты
Главная История Произодство Изразцы Камины Печи Контакты

История изразцового искусства
(по материалам издания «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков», авт. С. А. Маслих, Москва, «Изобразительное искусство», 1983 г.)
Собственно изразец – глиняная обожженная плитка с румпой для крепления в стене или печи – известен в России с XVI века. Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве. Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.

Терракотовый пояс Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. 1476 г.

Терракотовый пояс Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры.
1476 г.
Фрагмент терракотового пояса собора Николо-Пешношского монастыря в районе г. Дмитрова. Первая четверть XVI века

Фрагмент терракотового пояса собора Николо-Пешношского монастыря в районе г. Дмитрова.
Первая четверть XVI века.
Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером около 20х20 см, окаймленные широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамочными. Большие размеры лицевых пластин дали им еще и второе название – изразцы «большой руки». Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Лицевые поверхности красных широкорамочных изразцов богато орнаментировались. Высота рельефа изображений колебалась в пределах 0,3-0,8 см и, как правило, была несколько ниже высоты рельефа контурной рамки.
Красный широкорамочный печной изразец. Конец XVI - первая половина XVII века

Красный широкорамочный печной изразец.
Конец XVI - первая половина XVII века.
Красный широкорамочный печной изразец. Конец XVI - первая половина XVII века

Красный широкорамочный печной изразец.
Конец XVI - первая половина XVII века.

В это же время вырабатывались изразцы «малой руки», с квадратной лицевой пластиной размером около 14х14 см и широкой контурной рамкой. Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки выделывались поясовые изразцы прямоугольной формы. Они имели высоту около 10 см, коробчатые румпы и широкие рамки по длинным сторонам изразца.
Красный широкорамочный поясовый печной изразец. Конец XVI - первая половина XVII века

Красный широкорамочный поясовый печной изразец.
Конец XVI - первая половина XVII века.
В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки. Они имели полукруглую форму с рельефным рисунком и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Верх печей обычно завершался рядом «городков» фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями. Из этих основных пяти типов изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи.

Владимирское производство

Красный узкорамочный печной изразец. Вторая треть XVII века. Красный печной изразец. Первая половина XVII века

Красный узкорамочный печной изразец. Вторая треть XVII века.
Красный печной изразец. Первая половина XVII века.
Первые муравленые изразцы московского производства, дошедшие до наших дней, датируются 30-ми годами XVII века. Сюжеты большинства ранних московских муравленых изразцов имели много общего с и изображениями их красноглиняных предшественников. Изразцы изготовлялись из светлых с сероватым оттенком глин, имели, как правило, квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. Интересные и хорошего качества изразцы вырабатывались в это же время в Александровской слободе.
Муравленый изразец из печей келий Александровской слободы. Последняя треть XVII века

Муравленый изразец из печей келий Александровской слободы.
Последняя треть XVII века.
Рельефный многоцветный изразец XVII века

Рельефный многоцветный изразец XVII века.
Муравленые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени. Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано настоятелем Иверского Святозерского монастыря Никоном по соседству с обителью  в селе Богородицыне (г. Валдай). Здесь начали работать приглашенные им белорусские мастера. В последней четверти XVII века многоцветные изразцы начинают изготовлять провинциальные производства. В начале XVIII века в Москве и соседних с нею городах наружный изразцовый декор зданий выходит из употребления. Изразцы в эти годы используются только в интерьерах как облицовочный материал для печей. В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.
Расписные печные изразцы. Вторая половина XVIII века

Расписные печные изразцы. Вторая половина XVIII века.
Первые гладкие расписные изразцы, несмотря на иноземное влияние, особенно в сюжетах, остаются все же русскими изделиями. Здесь мы вновь наблюдаем уже известное нам явление, когда русские мастера, заимствуя иноземную технику как более совершенную, не отходили от установившихся традиций своего искусства и оставались художниками своей родины.
Расписной печной изразец Петербурского производства. 10-20-е годы XVIII века

Расписной печной изразец Петербурского производства.
10-20-е годы XVIII века.
Расписной печной изразец Ярославского производства. Начало XIX века

Расписной печной изразец Ярославского производства.
Начало XIX века.
Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Четко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными подписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью. В XIX веке во Владимире были вновь построены изразцовые, фарфоровые и фаянсовые заводы. В начале XIX века существовал изразцовый завод  г-на Языкова, расположенный близ Владимира на Пушниновой горе по Московскому тракту. В 1865 г производство изразцов было возобновлено на заводе Г.О. Агапова, вырабатывавшем ежегодно до 10000 штук разной величины простых изразцов. В 1868 г был открыт второй изразцовый завод И.В. Мошатиным, изготовлявший ежегодно до 6000 штук изразцов. Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей. В своих поздних изделиях мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону. В последней четверти века эта роспись приобретает очень упрощенный характер, а вскоре и совсем пропадает.
Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIX векаРасписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIX века

Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIX века.
Народные художники на всем протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своем искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Все это дает нам право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством.


Печной Центр 33 Баннер Гифест-Пресс Журнал "Fireplaces&Stoves" ("Камины и печи")
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright @ 2014 by ООО "Владимирский Гончар" (Услуги для продвижения сайтов от CheapTop.ru)