Изразцы
Владимирский Гончар
Печи
Камины
Производство
Изразцовая керамика
Художественная выразительность изразцов
Техника росписи
Литьевой метод
Производство изразцов
Изразцовое искусство
Интерьеры и фасады зданий
Стандартные изразцовые комплекты
Изделия по индивидуальному заказу
Восстановление утраченного изразцового декора
Монтаж, ремонт и техническое обслуживание каминов, печей и дымоходов
Магия старинного искусства
Искусство глины и огня
Коляганов Андриан Владимирович
Керамические украшения
Истоки русского изразцового искусства
Русские керамические изделия
Гончар
Мастера по обработке глины
Изразцовые, фарфоровые и фаянсовые заводы
Изразцовый завод
Пушниновая гора
Производство изразцов
Простые изразцы
Фрагмент росписи
Банная печь
Печь-камин
Каминно-печной комплекс
Изразцы с кобальтовой росписью
Изразцы с полихромной росписью и рельефным декором
Типовые размеры изразцов
Гладкий с бортом, рельефный
Угловой с бортом
Бордюр прямой, угловой
Полка накрывная прямая, угловая
Обрамление топки угловой
Карниз угловой
Карниз прямой
Вставка рельефная
Решетка
Владимирский Гончар
Настоящая печная керамика
Главная История Производство Изразцы Камины Печи Контакты
Главная История Произодство Изразцы Камины Печи Контакты

ШЛИКЕРНОЕ
ЛИТЬЁ

Вероятно, изразцовая печь или камин – ещё остаются мечтой многих наших читателей. Да, действительно дороговата реализация такой задумки, своими руками изразцы изготовить абсолютному большинству вряд ли под силу, лишь возможно самостоятельно облицевать очаг изразцами или керамической плиткой. Тем более при выборе облицовочного материала полезно знать, чем одинаковые на первый взгляд изразцы отличаются друг от друга, например, каким способом они изготовлены. Ручной набивкой формы или шликерным литьём

Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых изразцов или тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса - впитывать в себя влагу и на свойстве глины - отдавать влагу. Технология шликерного литья позволяет выполнять два типа готовых изделий: тонкостенные и полнотелые (толстостенные).
Шликер — это глина, разведенная до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки.
Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты,
черепок. После подвяливания глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу. Такова в общих чертах схема шликерного литья. Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем выполнить по модели маточную форму.
Процесс изготовления керамического изразца с цельной румпой занимает от 6 до 8 недель. Этап изготовления гипсовых форм включает в себя разработку эскиза с расчетом размеров модели, учитывая усадку, ведь глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 6—15%. Далее выполняется отливка заготовки модели, разметка, изготовление отдельных элементов. После сборки элементов модели выполняется покрытие специальной смазкой, установка опалубки и заливка модели гипсом (снятие маточной формы). Маточная форма зачищается и дорабатывается, после чего происходит снятие так называемого капа для тиражирования рабочих форм.
Рабочая гипсовая форма должна быть хорошо высушена, очищена от пыли или засохшей глины.
Глиняная масса для заливки или шликер (отмученная жидкая глина) готовится по специально разработанному рецепту.
После заливки шликера в форму пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. При этом гипс притягивает к



поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы. Отливка выстаивается в формах и дает усадку в течение суток.

Затем изделие извлекается из формы, зачищается и направляется на сушку. Далее в муфельной печи происходит так называемый утильный обжиг изделий без глазури при t=1200С. После первого обжига изделия приобретают достаточную прочность, остаются пористыми. Наличие трещин легко выявить (по характерному дребезжанию) простукиванием деревянной палочкой. Затем следует этап глазурования. Изделия глазуруются как окунанием, так


и с помощью пульверизатора. Изделия после этого обжига называют утилем. Утильный изразец покрывается глазурью, сушится. После этого изразец направляется на обжиг при t=990С.
Перед глазурованием и, соответственно, перед вторым, политым, обжигом, на изделие наносят подглазурную роспись. Педанты технологии после этого проводят еще и промежуточный закрепляющий обжиг, чтобы краски не смылись при окунании в глазурь. Второй глазурный обжиг окончательно формирует эстетические свойства изделия и, таким образом, определяет все его физикохимические свойства. Изделия после этого обжига (если оно не расписано) называют бельём. Последним этапом изготовления изразца является его роспись, покрытие цветными эмалями и обжиг. Профессиональные художники расписывают изразцы цветными пигментами. Роспись может выполняться полихромной или монохромной. Готовый расписанный изразец помещается в печь и обжигается.




Редакция благодарит
ООО «Владимирский
гончар» за помощь
в подготовке статьи
и предоставленные
фотоматериалы.







Печной Центр 33 Баннер Гифест-Пресс Журнал "Fireplaces&Stoves" ("Камины и печи")
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright @ 2014 by ООО "Владимирский Гончар" (Услуги для продвижения сайтов от CheapTop.ru)